Цель: С помощью эмоционального потенциала школьного спектакля продемонстрировать эстетические возможности учебного предмета химии. Привлечь ребят, в том числе и далеких в своих предпочтениях от химии, к эксперименту и, наоборот, стимулировать "химиков" к гуманитарному образу мышления: заучивать и играть роли.
Оформление (сменные декорации): Декорации с изображением: елки; деревьев с листвой; ярких цветов; светящего солнца; избушки Бабы-Яги; замок Кощея; трон Кощея.
(Звучит музыка из к/ ф : "Новогодние приключения Вити и Маши")
1-е Действие.
На сцене декорации с изображением елки; звучит музыка, выходят девочки, в руках у них елочная мишура. Подходят и украшают елку.
1-я Ученица: Говорят под Новый год , Что не пожелается, Все всегда произойдет, Все всегда сбывается.
2-я Ученица: Интересно, интересно, чтобы ты загадала?
1-я Ученица: Ну, например, чтобы все мальчики нашей школы были от меня без ума.
3-я Ученица (О чем-то думает, развешивает мишуру): Слушайте, девчонки, а что это у нас _____ (ученик) таким задумчивым стал?
2-я Ученица: Влюбился. Вы что не видите, как в наш класс перешел, так с Таньки глаз не сводит (Смеются).
3-я Ученица: А я думаю, все не так! У него научный процесс идет, вот он и погрузился в думы. Скоро какое-нибудь открытие сделает!
1-я Ученица: И откуда ты все знаешь?
3-я Ученица: Да я у него недавно в тетрадь заглянула, там такое написано!!! (Показывает пальцем у виска).
2-я Ученица: А вот мне лично всё равно! Что-то домой хочется, по телику передача интересная.
3-я Ученица: Тс-с! Слышите, кто-то идёт?
1-я Ученица: Ой, правда! Да это же наш Он! Девчонки, давайте спрячемся и узнаем, наконец, его тайну. (Прячутся под ёлкой)
Ученик: Ну вот и всё! Готово! Сейчас я отправлюсь в другое измерение. Немного карбоната натрия, так, и еще 10% водного раствора аммиака. Но не надо забывать и о технике безопасности. ( Одевает халат ) А теперь добавим концентрированную серную кислоту…( Идет густой белый дым)
Кто-то из девочек: Оо-й !
Ученик (Оглядываясь): Кто здесь? (Никого не видит) Фу, показалось, никого! А теперь вперёд! (Громкая музыка, смена декораций).
2-е Действие.
На сцене декорации с изображением деревьев с листвой, ярких цветов и солнце.
Ученик: Куда это я попал??? Не пойму, что за время? (Пожимает плечами).
Появляются испуганные девочки.
Ученик (Удивленный): А вы- то здесь откуда?
1-я Ученица (Заикаясь): Так мы это,… в актовом зале были, когда ты это… (Делает пассы руками).
2-я Ученица (Плачет): Ой-ой-ой, я домой хочу, к маме!
3-я Ученица: Да что вы нюни- то распустили. Посмотрите, какая тут красотища! А солнышко какое, тепло! Какие цветочки красивые и всё, как в сказке! (Исполняется танец “Пчелы”)
Ученик (Недовольный): Ну так всегда. Вы, девочки, вечно всё испортите, вот – в сказку, как маленькие - попали! Ну…, что теперь делать? Ладно, я сам по себе, вы сами по себе. Только встретимся здесь! Запомнили?!
2-я Ученица (Хватает Ученика за руку): Ну нет! Я от тебя ни на шаг.
Ученик: Ладно, так уж и быть, пошли.
Уходят.
3-я Ученица (Обращаясь к 1-й): А мы давай так договоримся, я иду в одну сказку, а ты – в другую. Потом встретимся и расскажем друг другу о своих приключениях.
Расходятся.
3-е Действие.
Ученик и 2-я ученица рассматривают сказочные цветы. (Исполняется танец “Цветы”)
2-я Ученица (Обращаясь к Ученику): А как у тебя это все получилось???
Ученик( Ухмыляется): Химию надо лучше учить.
2-я Ученица: А назад мы точно вернёмся?
Ученик останавливается, хватается за голову.
Ученик: Я… Я …Я же забыл реактивы на столе.
2-я Ученица: Что же теперь делать?!
Ученик: Знаешь, настоящий мужчина никогда не унывает! Будем искать дорогу домой, может что в голову и придет.
2-я Ученица: Но сначала найдем девчонок!
Уходят.
3-е Действие.
Звучит музыка. Появляется уставшая 3-я Ученица.
3-я Ученица: Да, красиво тут, ничего не скажешь, но пора и назад. Только, что это там за избушка? Баба-Яга (смеется) тут что ли живет, пойду посмотрю. (Обходит избушку).
На сцене декорации избушки Бабы-Яги. Песня Бабы-Яги.
Баба-Яга (Готовит снадобье): Пару толстых мышей, одну осу и горстку тараканов, все хорошенько прогреем и перемешаем. Только пламя какое-то не такое. Может, оно должно быть синим ( показывает опыт “Цветное пламя свечи”), а может , красным или желтым, кто ж все эти кулинарные тонкости запомнит?
3-я Ученица (Шепотом): Будто и правда, в сказке. (Громко): Здравствуйте, бабушка.
Баба-Яга: Здравствуй, милая, с чем пожаловала? Откуда будешь?
3-я Ученица: Из школы №___. А как сюда попала и сама понять не могу.
Баба-Яга: А что это я с тобой церемонничаю. Пришла тут, отвлекает меня от готовки супа. Ну-ка, помоги мне. Найди где-то здесь тараканьи лапки.
3-я Ученица (Удивленно): Что?! Тараканьи хвосты?
Баба-Яга: Лапки! У тараканов нет хвостов. Хи-хи-хи.
3-я Ученица (Берет смесь реактивов): Фу, какая гадость! Как же Вы, бабулечка , из этого суп варите? Вы точно ничего не путаете?
Баба-Яга: Бабулечка - Ягулечка никогда ничего не путает. А супчиком я тебя угощу. (В сторону зала): Сейчас что-то будет.
Ученица добавляет в “суп” реактив и появляются яркие вспышки, треск. (Опыт “Огни в жидкости”).
Баба-Яга: Ты, милая, как будто испугалась? А я пошутить вздумала, развеяться решила. (Смеется): Говори, что тебе нужно?
3-я Ученица: Мне бы моих друзей найти.
Баба-Яга: Вижу, добрая ты. Так и быть помогу твоему горю. Главное рецепт одного зелья найти. (Ищет)
3-я Ученица(Подает книгу): Может быть, вот это?
Баба-Яга (Читает название): Лермонтов! Ни за что! (Находит клочок бумажки, приготавливая зелье): Орлиные кости, их нужно растолочь. Чуфырь , чуфырь , энеки - бенеки. Так, сейчас тухлые яйца. Все тщательно перемешиваем.
Ученица (Заглядывает в рецепт Бабы-Яги): И как же Вы разбираетесь в этих каракулях?
Баба-Яга: Вот доживешь до моих трехсотых годов, тогда и поймешь. (Колдует над реактивами) - А теперь само заклинание:
Однажды в студеную зимнюю пору Сижу за решеткой в темнице сырой. Гляжу поднимается медленно в гору Вскормленный в неволе орел молодой… (Идет химическая реакция “Раствор –хамелеон”).
- Все получается. Вижу. Волшебник ваш (ухмыляется) как домой вернуться не знает. Подруга твоя в другой сказке заплутала, дорогу ищет, найти не может. Ступай – ка ты направо, иди вдоль реки, там их и встретишь. (Яркая вспышка веществ в очередном опыте “Небесный огонь”)
1-я Ученица (За занавесом): Ау! Здесь есть кто живой?
Ученик: Слышишь, крик?
2-я Ученица: Слышу! Смотри кто-то к нам бежит.
Ученик (Обращаясь к 1-й Ученице): Ну как прогулочка ?
1-я Ученица (Бросается обниматься): Я заблудилась в этих сказках, так испугалась. Я ведь подумала, что вы меня здесь оставите.
Ученик: Ну, что ты, разве я могу так поступить, забыть, оставить. Хм, тоже мне придумала.
2-я Ученица: Конечно, теперь не оставит, мы все тут останемся. Этот растяпа свои колбочки забыл.
1-я Ученица(Шатаясь): Что?!
2-я Ученица: Ага, а вон, кажется, к нам и 3-я Ученица идет. Сейчас и её обрадуем.
3-я Ученица: Что я вам скажу, никогда не поверите! Я ведь у самой настоящей Бабы - Яги была.
Ученик(Вздыхает): Теперь чему угодно поверить можно.
Все задумались. Влетает Фея.
Фея: Вы кто, странники?
2-я Ученица: Мы из школы №____ и хотим домой, а как вернуться, не знаем.
Фея: Как же вы тут оказались?
Хором (Ученицы указывают на Ученика): Это всё он, он!!!
Фея: Не отчаивайтесь! Как бы я была рада помочь вам, но злой Кощей украл у меня чудо зелье и я не могу больше помогать людям. А как бы хотела.
Ученик: Тогда мы пойдем к самому Кощею.
Фея: И не боишься ты, добрый молодец?
Ученик: Я ничего не боюсь!
Фея: Но помни, что Кощей бессмертный. А попасть к нему я вам помогу. (Взмахивает волшебной палочкой, все исчезают)
6-е Действие.
Замок Кощея. Кощей восседает на троне. (Проводит опыт “Пожар под водой”).
Появляются испуганные ребята.
Кощей (Гневно): Чего надо?
Ученик: Верни нас обратно в школу.
Кощей: Не-е-е-ет . Так просто не верну. Подруг твоих я забираю в плен. (Хлопает в ладощи, помощник Кощея уводит девушек.)
- Разгадаешь формулу чудозелья , может быть, и отпущу. А нет - жить вам в моем царстве. Понял? Молчать!
- Что– то жарко мне стало, сделай-ка мне лимонад, да побыстрее работай.
Ученик, недолго думая, берет реактивы, получается “лимонад”
Кощей: Хм, а умный ты, ничего не скажешь. Ищи среди всего этого, что тебе нужно. Помни, ошибешься, обидишь доброго Кощеюшку , не будет тебе пощады.
Ученик выбирает реактивы, получает Пепси-Колу. (Добавляя в раствор гидрокарбоната натрия и уксусной кислоты, раствор хлорида железа).
Кощей: Н-да , мудро, дай, испробую. (Пьет ) Настоящая Пепси-кола!!! Но это еще не все испытания. Рецепт чудозелья я тебе, как ты понял, не скажу. Впрочем, я тебе его дам. Просто так. Ха, обрадовался. Держи. ( Подает пустой лист ).
Ученик: Как же это, ведь нет тут ничего.
Кощей: Что?! Ты мне еще и не веришь. Написано здесь заклинание, выпив болотной воды и прочитав его, вернетесь вы в школу.
Ученик(Шепотом): Так, не обмануть меня хитрому Кощею. (Громко): Знаю я, как разгадать и этот секрет, но теперь мне понадобится…раствор фенолфталина.
Кощей(Расстроенный, подает распылитель): На , вот, бери.
Ученик опрыскивает лист раствором фенолфталеина, проявляется надпись сделанная раствором щелочи.
Ученик: Так вот оно, все заклинание, в чем состоит.
Кощей: Нет, вот тут–то ты и ошибся. Здесь только часть заклинания. Что написано на этом листе, тебе не узнать. ХА, ХА, ХА!
Ученик: Покажи, пожалуйста!
Кощей дает лист.
Ученик (Внимательно осматривает его и, улыбаясь): А огоньку у тебя не найдется?
Подходит к спиртовке, зажигает ее, проявляет вторую часть заклинания написанную серной кислотой.
Ученик: Вот и все. Разгадал я все твои секреты. Не отпустишь ли ты нас домой?
Кощей (Зевает): Притомился я что-то с тобой, слишком много ты знаешь. Так уж и быть, готовь чудозелье.
Хлопает в ладоши, появляются пленницы. Ученик готовит шипучку.
Кощей: А теперь выпейте это и прощайте!
Все выпивают шипучку и возвращаются в актовый зал школы.
7-е Действие.
Все благополучно возвращаются в актовый зал, к елке.
1-я Ученица: Что это было?!
2-я Ученица: Ну, и натерпелись же мы.
3-я Ученица(Улыбается): А мне все равно понравилось. Только вот с этим (показывает на реактивы) что делать будем?
Ученик берет реактивы и делает салют. (Опыт "Фейерверк над тиглем").
Ученик: За благополучное возвращение – салют! Ура!!!
Все хором: Ура!!! Ура!!! (Звучит песня: "Happy end").
Автор: Громова Нелли Анатольевна, Приморский край, г.Уссурийск, Литература: Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии .- М .: "Дрофа", 2002 год.
При полном или частичном копировании материалов сайта - ссылка на источник обязательна!
16.09.2010 :: Открытие сайта ::
На сайте в разделе «ПЕДСОВЕТ» вы найдете следующую информацию: поурочные, тематические, календарные планы, разработки открытых уроков, сценарии школьных праздников, классные часы, конспекты уроков, учебники, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов предназначенных для учителей информатики, математики, химии и биологии, физики и астрономии, географии, ОБЖ, русского языка и литературы, истории, трудового обучения, начальных классов, а также материалы для завучей, классных руководителей и директоров школ!