«Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам» Д. Савонарола.
«Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать закон» О. Бальзак.
Цель проведения конкурса:
1) Cпособствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов.
2) Cпособствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.
3) Cпособствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы.
Подготовительый период:
1) Группы получают следующее задание. Подготовить проекты конституций школы, класса, необитаемого острова.
2) Придумать сюжет о том , как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям.
3) Подобрать пословицы и поговорки, выражающие мысль: когда не соблюдаются нравственные законы, это не приводит к добру.
1 тур: Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьбы людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть.
Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям.
Горе тому , кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и на соблюдает его законов.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон.
1-е задание: Как изображалась богиня? Как зовут богиню правосудия в греческой мифологии? Что означают символы, с которыми она изображается?
2 тур: Однако , можно сказать , что не всегда человек мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Известно изречение английского короля Ричарда Третьего « Кулак нам совесть, и закон нам-меч!». Или пословица: « С сильным не борись, с богатым не судись».Справедливость не всегда на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу. Мир подвержен опасности со стороны различных темных сил. Жизнь общества регулируется законами. Среди законов высшей юридической силой обладает Конституция. Она гарантирует нам наши основные права и свободы.
2-е задание: Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? ( напишите) Составьте статью Конституции из отдельных слов, фраз. Зачитайте , прокомментируйте ее смысл.
3-е задание: Защита конституций школы, класса, необитаемого острова.
3 тур: Помимо общественных, государственных норм и права есть и нравственные законы. Народ всегда осуждал тех. Кто нарушал их. Конкурс пословиц и поговорок.
4 тур: Иногда проявление таких человеческих пороков, как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям:
1) Конкурс сюжетов на данную тему.
2) Определите случаи наступления моральной и правовой ответственности.
3) Сказки. Совершают ли данные персонажи какие-либо противоправные действия? Если совершают, то какие?
4) Нарисуйте противоправную ситуацию.
Судьи подводят итоги и объявляют результаты конкурса.
Приложения:
«Ивашка и ведьма» Захотелось ведьме завладеть мальчиком. Ивашка приплыл, она рыбу забрала, его самого схватила и унесла к себе. Пришла домой и заставляет свою дочь Аленку: « Истопи печь пожарче да сжарь хорошенько Ивашку, а я пойду соберу гостей – моих приятелей». Вот Аленка истопила печь жарко-жарко и говорит Ивашке: « Ступай, садись на лопату!» - « Я еще мал и глуп, - отвечает Ивашко, - я ничего не умею – не разумею, поучи меня, как надо сесть на лопату» - « Хорошо,- говорит Аленка, - поучить недолго!»- и только села на лопату, Ивашка бросил ее в печь и закрыл заслонкой, а сам вышел из хаты, запер двери и влез на высокий-высокий дуб.
«Красная Шапочка» - Бабушка, какие у вас большие зубы! - Это для того, чтобы съесть тебя, дитя мое!
С этими словами Волк бросился на Красную Шапочку и проглотил ее. Но, по счастью, в это время мимо домика проходили дровосеки с топорами на плечах. Они услышали шум, вбежали в домик и убили Волка.
«Бармалей» К. И. Чуковский Дети плачут и рыдают, Бармалея умоляют: « Милый, милый Бармалей, Смилуйся над нами, Отпусти нас поскорей К нашей милой маме!
Мы от мамы убегать Никогда не будем И по Африке гулять Навсегда забудем!
Милый , милый людоед, Смилуйся над нами, Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями!» Но ответил людоед: « Не-е-ет!»
« Золотой ключик» А. Толстой Когда куклы приволокли Буратино и бросили на пол у решетки очага, синьор Карабас Барабас, страшно сопя носом, мешал кочергой угли.
-Перестань визжать, говорю тебе!…Аап-чхи! А что – отец у тебя жив?
-Мой бедный отец еще жив, синьор.
-Воображаю, каково будет узнать твоему отцу, что я на тебе изжарил кролика и двух цыплят… Аап-чхи!
- Мой бедный отец все равно скоро умрет от голода и холода. Я его единственная опора в старости. Пожалейте, отпустите меня, синьор.
«Лиса , заяц и петух» Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет…
«Крошечка-хаврошечка» Осталась она сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили - она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала.
Деловая игра «Человек и закон» (для учащихся старших классов)
Автор: Уткина Татьяна Васильевна, учитель истории, обществознания, МОУ СОШ с. Топлое, ул. Зажигина 1, Малосердобинский район, Пензенская область.
При полном или частичном копировании материалов сайта - ссылка на источник обязательна!
16.09.2010 :: Открытие сайта ::
На сайте в разделе «ПЕДСОВЕТ» вы найдете следующую информацию: поурочные, тематические, календарные планы, разработки открытых уроков, сценарии школьных праздников, классные часы, конспекты уроков, учебники, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов предназначенных для учителей информатики, математики, химии и биологии, физики и астрономии, географии, ОБЖ, русского языка и литературы, истории, трудового обучения, начальных классов, а также материалы для завучей, классных руководителей и директоров школ!