Цели: 1) познакомить учеников с поэзией времён ВОВ; 2) заинтересовать их творчеством писателей военной поры; 3) развивать монологическую речь учеников; 4) развивать умение выступать публично, умение выразительного чтения (стихов и прозы); 5) развивать творческие способности детей; 6) воспитывать любовь к Родине, патриотизм, гражданские чувства; 7) способствовать сплочению классного коллектива.
Ocновное содержание и ход мероприятия. 1) Вступительное слово учителя (тема, цели). 2) Выступление ведущих. 3) Приветствие гостя ( ветерана войны ФИО________________________) 4) Композиция "Поэзия мужества" ( о стихах времен ВОВ). 5) Конкурс "А ну-каs мальчики!"( две команды). 6) Подведение итогов. Поздравление мальчиков и мужчин, вручение подарков и призов. 7) Чаепитие.
Оформление класса: выставка книг , журналов и фотографий, посвященных ВОВ, плакат- поздравление .
Сценарий.
1-й Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости!
2-й Ведущий: Здравствуйте!
1-й Ведущий: Мы рады приветствовать Вас на нашем классном часе, посвященном Дню Защитников Отечества! ( Дню Победы)
2-й Ведущий: У нас в гостях сегодня бывший преподаватель нашей школы, воин и учитель, ветеран великой Отечественной войны подполковник Пилавов Савва Дмитриевич! Поприветствуем!
1-й Ведущий: Наш классный час будет состоять из трёх частей. Первая часть называется: "Поэзия мужества" и будет посвящена поэзии времён Великой Отечественной войны.
2-й Ведущий: Вторая часть юмористическая, мы покажем вам: несколько смешных сценок из военной жизни.
1-й Ведущий: А третья часть - конкурс "А ну-ка, мальчики!"
2-й Ведущий: После классного часа мы всех приглашаем па чаепитие; Итак, мы начинаем: "Поэзия мужества"…
ЧАСТЬ 1.
Играет музыка , слышится песня ( можно использовать видеоклип) ВАСИЛИЙ ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ
"СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА" Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная Вскипает, как волна. Идет война народная, "Священная война".
Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, Мучителям людей.
Не смеют крылья черные Над Родиной летать, Поля ее просторные Не смеет враг топтать!
Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, Идет война народная, Священная война.
1-й Ведущий: Поэзия Великой Отечественной войны . Рокот боевых труб, пламенное слово командира, раскатистая боевая песня. а иногда задушевный разговор у солдатского костра - всё это отчётливо слышится в произведениях поэтов военной поры. Такой, пламенной патриоткой , не мыслящей себя без своей Родины, без России, была поэтесса Анна Ахматова. В морозном и голодном феврале 1942 года она написала стихотворение "Мужество".
Чтец 1: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. (Стихи звучат под тихую музыку, подобранную в соответствии с идейным содержанием стихотворения).
2-й Ведущий: Война родила многих поэтов - одни из них погибли в боях , другие вернулись живыми , но недолго прожили, потому что ранения сократили им жизнь, но есть те , кто живет до сих пор- их осталось мало. Особенно мало осталось тех , кто пережил страшную блокаду Ленинграда ( ныне Санкт- Петербурга). Они наша гордость , они пример для подражания, именно им посвящено стихотворение Анны Ахматовой "А вы, мои друзья последнего призыва…"
Чтец 2: А вы, мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир все ваши имена! Да что там имена! Ведь все равно - вы с нами!. Все на колени, все! Багряный хлынул свет! И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами Живые с мертвыми: для славы мертвых нет. (1942)
1-й Ведущий: Во время войны стала явственной связь с землей , со своей землей, где ты родился, с историей России, с предками. Поэтому у фронтовых поэтов так много стихов, пронизанных любовью к Родине, лирических, задушевных , впоследствии ставших песнями. Одно из них - "Летят перелетные птицы" Михаила Исаковского.
Чтец 3:
ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ... Летят перелетные птицы В осенней дали голубой, Летят они в жаркие страны, А я остаюся с тобой.
А я остаюся с тобою, Родная навеки страна! Не нужен мне берег турецкий, И Африка мне не нужна.
Немало я стран перевидел, Шагая с винтовкой в руке. И не было горше печали, Чем жить от тебя вдалеке.
Немало я дум передумал С друзьями в далеком краю. И не было большего долга. Чем выполнить волю твою.
Пускай утопал я в болотах, Пускай замерзал я на льду, Но если ты скажешь мне снова, Я снова все это пройду.
Желанья свои и надежды Связал я навеки с тобой - С твоею суровой и ясной, С твоею завидной судьбой.
Летят перелетные птицы Ушедшее лето искать. Летят они в жаркие страны, А я не хочу улетать,
А я остаюся с тобою, Родная моя сторона! Не нужно мне солнце чужое, Чужая земля не нужна. (1948 Внуково)
2-й Ведущий: У каждого солдата была заветная тетрадка - там были переписаны стихи. В то страшное время взволновать человека стихотворным словом было не сложно, так натянуты были нервы, так обострено было чувство жизни, так сильна была тоска по близким, по их любви…
Чтец 4:
Софье Кревс... Бьется в тесной печурке огонь. На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко. А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло. Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. (Алексей Сурков,1941г.)
1-й Ведущий: Чувства , усиленные близостью смерти , находили выход в стихотворных строках. Это было чувство любви, любви к родному дому, к детям, к любимой женщине. Это было чувство надежды , надежды на то , что тебя любят , помнят и ждут…
Чтец 5: Это стихотворение написал Константин Симонов в 1941 году: в. с. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди,
Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня,
Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет:-Повезло.-
Не понять неждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Чтец 6 Иосиф Уткин в далеком сорок втором году сочинил эти строки:
ТЫ ПИШЕШЬ ПИСЬМО МНЕ... На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны. Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны. Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься вновь. Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат За дымом войны не видны. Но -тот, кого любят, Но тот, кого Помнят, Как дома и в дыме войны! Теплее на фронте от ласковых писем. Читая, за каждой строкой Любимую видишь И Родину слышишь, Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет: Останутся грусть и разлука за дверью, А в дом только радость войдет. И как-нибудь вечером вместе с тобою, К плечу прижимаясь плечом, Мы сядем и письма, как летопись боя, Как хронику чувств, перечтем...
2-й Ведущий: А каким чистым и сильным было чувство благодарности к тем , кто облегчал страдания раненых бойцов, кто выносил их с поля боя, кто спасал им жизнь , часто жертвуя собой, к этим молоденьким медсестрам- девчонкам!
Чтец 7: Иосиф Уткин :"Сестра"
Когда, упав на поле боя - И не в стихах, а наяву,- Я вдруг увидел над собою Живого взгляда синеву, Когда склонилась надо мною Страданья моего сестра,- Боль сразу стала не такою: Не так сильна, не так остра. Меня как будто оросили Живой и мертвою водой, Как будто надо мной Россия Склонилась русой головой!.. (1943)
1-й Ведущий: Да, много горя и страданий пришлось пережить русским женщинам во время войны . Вся тяжесть мужской и женской работы легла на их плечи: и невспаханное поле, и работа на станках, и забота о голодных и больных детях и стариках. И поэты видели это , говорили об этом в своих стихах.
Чтецы 8,9: РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ...
...Да разве об этом расскажешь- В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И ты со своею судьбою Осталась один на один.
Один на один со слезами, С несжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну. И все - без конца и без счета -
Печали, труды и заботы Пришлись на тебя на одну. Одной тебе - волей-неволей, А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле, Одной тебе плакать и петь. А тучи свисают все ниже, А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть. И ты перед всею страною, И ты перед всею войною Сказалась - какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе, Суровым путем трудовым. Весь фронт, что от моря до моря, Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели, У той у далекой черты Солдат согревали шинели, Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме Советские воины в бой, И рушились вражьи твердыни От бомб, начиненных тобой.
За все ты бралася без страха, И, как в поговорке какой, Была ты и пряхой и ткахой, Умела - иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, - Да разве же все -перечтешь? А в письмах на фронт уверяла, Что -будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали, И там, на переднем краю, Они хорошо понимали Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву И встретить готовый ее, Как клятву, шептал, как молитву, Далекое имя твое... (Михаил Исаковский. 1945г).
2-й Ведущий: Одно из самых сильных чувств на войне- это чувство товарищества, чувство уверенности в своем друге, чувство крепкого дружеского плеча, на которое в трудную минуту всегда можно опереться. Много стихов поэты военного времени посвящали своим боевым товарищам. В их числе наш с вами земляк , Алим Кешоков , в числе других отважных воинов прошедший нелегкими дрогами войны.
Чтец 10: АЛИМ КЕШОКОВ (С кабардинского)
НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПОРТРЕТ Нелегко художнику-солдату, Краток на путях войны привал,- Наш товарищ фронтовой когда-то Нас в часы досуга рисовал.
Кто хотел послать портрет невесте, Кто родных порадовать спешил: - Нарисуй меня, но, честь по чести, Безбородым, как до фронта был.
И художник на клочках бумаги Рисовал, досуга не ценя. Как-то раз в одном глухом овраге Рисовать он начал и меня.
Ранят иль убьют бойца, но дома На стене висит его портрет И одной улыбкою знакомой Утешает в том, что писем нет.
День настал - погиб солдат-художник, Мой портрет закончить не успел. Не узнал конца путей тревожных... Нет бойца, а вот рисунок цел.
Он хранится в небольшой тетради. Это память друга моего... На портрет незавершенный глядя, Не себя я вижу, а его. (1945, перевод М. Петровых)
1-й Ведущий: Но самым сильным чувством была надежда остаться в живых, вернуться домой , увидеть и обнять близких людей.
Чтец 11: ЛЕОНИД МАРТЫНОВ "НАРОД-ПОБЕДИТЕЛЬ"
Возвращались солдаты с войны. По железным дорогам страны День и ночь поезда их везли. Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны В эти дни бесконечной весны. Возвращались солдаты с войны, И прошли по Москве точно сны,-
Были жарки они и хмельны, Были парки цветами полны. В зоопарке трубили слоны,- Возвращались солдаты с войны!
Возвращались с войны старики И совсем молодые отцы - Москвичи, ленинградцы, донцы... Возвращались сибиряки!
Возвращались сибиряки - И охотники, и рыбаки, И водители сложных машин, И властители мирных долин,-
2-й Ведущий: Но и в наше время война не закончилась. В горячих точках продолжают умирать российские солдаты и офицеры. Они защищают нас с вами . Они исполняют свой долг. Именно для них звучит Олега Газманова "Господа-офицеры": (Дети хором под фонограмму ( музыка) поют песню).
1-й Ведущий: Закончилась Великая Отечественная война. Все меньше и меньше остается среди нас ветеранов, но мы всегда будем помнить их подвиги, которые они совершили ради нас, ради мира, ради жизни на земле!
Чтец 12: ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ?
Майскими короткими ночами, Отгремев, закончились бои... Где же вы теперь, друзья-однополчане, Боевые спутники мои?
Я хожу в хороший час заката У тесовых новеньких ворот, Может, к нам сюда знакомого солдата Ветерок попутный занесет?
Мы бы с ним припомнили, как жили, Как теряли трудным верстам счет. За победу б мы по полной осушили, За друзей добавили б еще...
ЧАСТЬ 2.
2-й Ведущий: А теперь давайте посмотрим, как же смогут найти выходы из затруднительных ситуаций наши мужчины, мальчики нашего класса. Девочки приготовили для них несколько заданий.
Мальчики делятся на две команды.
1-й конкурс- домашнее задание ( юмористическая сценка из военной жизни)
2-й конкурс капитанов команд "Готов к труду и обороне" ( кто быстрей по команде оденет противогаз).
3-й конкурс следопытов ( по названиям птиц и зверей).
4-й конкурс "Я самый лучший будущий папа" ( покормить противника с завязанными глазами).
И другие конкурсы.
Подведение итогов, призы поздравления мужчин.
2-й ведущий: Вот закончился наш вечер, до новых встреч, друзья!
Автор: Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учитель русского языка и литературы, гимназии №6, города Прохладного, Кабардино- Балкарской республики, Киселева Ольга Николаевна_89282932937@list.ru
При полном или частичном копировании материалов сайта - ссылка на источник обязательна!
16.09.2010 :: Открытие сайта ::
На сайте в разделе «ПЕДСОВЕТ» вы найдете следующую информацию: поурочные, тематические, календарные планы, разработки открытых уроков, сценарии школьных праздников, классные часы, конспекты уроков, учебники, лабораторные, контрольные работы и множество других материалов предназначенных для учителей информатики, математики, химии и биологии, физики и астрономии, географии, ОБЖ, русского языка и литературы, истории, трудового обучения, начальных классов, а также материалы для завучей, классных руководителей и директоров школ!